Дерибон

Пятница, 29 Марта 10:53

Погода в Одессе

«Прокуратура в Конституции к судье поближе»

— В последнее время в российских и зарубежных СМИ прокуратура России называлась новым силовым бесконтрольным ведомством. Но мало кто отмечал, что беззакония со стороны прокуратуры вряд ли были бы возможны без одобрения этих беззаконий судами. Каковы, на ваш взгляд, истинные взаимоотношения прокуратуры и суда? Обусловлена ли их взаимная любовь положениями закона «О статусе судей в РФ»?

— Статья о прокуратуре помещена в главе 7 Конституции РФ, то есть в главе о судебной власти. Поэтому прокуратура и суд, даже исходя из содержания данной, конституционной главы, действуют, что называется, в одной упряжке. Даже юристы не смогут сказать, что за орган прокуратура, к какой ветви власти он относится. Судя по всему, суд и прокуратура просто дополняют друг друга в желании угодить старшим братьям из более властных структур.

— Наименование одного из судов Москвы — Басманного — уже стало нарицательным. Можно ли вести речь о том, что все суды России ничем не лучше Басманного и, по существу, являются зависимыми от политических заказов власти?

— На мой взгляд, зависимость любого суда от исполнительной власти очевидна. Вопросы назначения судей, их материальное благополучие полностью находятся в руках исполнительной власти. Поэтому суд оказался в изоляции от общества, общественных интересов, поступив на службу исполнительной власти. Такой вывод напрашивается в связи с тем, что судебные органы полностью выведены из-под влияния общественных структур, им не надо проходить даже процедуру избрания.

— Состоялось ли, по-вашему, реальное разграничение компетенции суда и прокуратуры в обеспечении законности предварительного расследования, а также содержания, пределов и форм судебного контроля в рамках осуществления принципа состязательности?

— Ни о какой реализации принципа состязательности в уголовном процессе и при решении вопросов судом на стадии предварительного следствия не может быть и речи. Состязательность предполагает равную доступность для прокурора и адвоката материалов предварительного следствия.

Тогда как имеются случаи, когда адвокаты прокуратура

не были ознакомлены с документами, послужившими основанием для дачи санкции на арест гражданина судом. Состязательность будет торжествовать, когда судья будет на равных относиться и к адвокату, и к прокурору. Но прокурор даже в Конституции РФ оказался к судье поближе.

— Откуда у судов боязнь открытости судебных заседаний и нежелание разрешать адвокатам производить аудиозапись процессов?

— Боязнь открытости — опять-таки от ангажированности судов по некоторым делам, по которым вначале принимается решение, а потом для процессуального оформления проводится судебное заседание. Кому нужна открытость, если процесс закончен задолго до его начала?

— Что нужно предпринять, чтобы суды в России не являлись пугалом для народа, очередным рассадником беззакония, а стали демократическим институтом государства и действительно независимой ветвью власти?

— Прежде всего, нужен общественный контроль за деятельность судов, введение института общественных судей по каждому делу, увеличение дел, рассматриваемых судом присяжных. У человека должен быть выбор между чиновником, действующим от. имени судебной власти, и судебным составом, состоящим, из профессионального судьи и общественных судей.

То есть гражданин должен выбирать, кто его будет судить — судебный чиновник в единственном числе или он же, но с участием представителей общественности. Главное — необходимо изменение роли председателей судов. В настоящее время не надо делать зависимыми всех судей.

Достаточно сделать карманных председателей, и нужный результат будет обеспечен по любому делу. В настоящее время председатели судов субъектов РФ, Верховного Суда РФ, возглавляя президиумы судов, являющиеся высшим органом по конкретным делам, могут вносить в эти органы представления, присутствовать при их рассмотрении, голосовать за данные представления в открытом режиме и единолично подписывать постановления президиума.

Главная

Получается, что правосудие по конкретному делу заканчивается на одном лице, которое и отвечает за нужный результат

— Возможна ли вообще независимость судей?

— Обеспечение независимости судей связано и с изменением порядка прекращения полномочий судьи. В настоящее время полномочия судьи прекращает квалификационная коллегия судей, немного разбавленная уважаемыми властью представителями общественности.

Освобождать судей от занимаемой должности необходимо в том же порядке, в котором они назначены. Представители общественности, в частности, общественные организации, должны получить право возбуждать производство по отзыву судей, допускающих умышленное нарушение законов.

В этом случае судья хоть номинально будет привязан к требованиям законов, провозглашающих права и свободы человека и гражданина высшей ценностью.

Комментарии к записи ««Прокуратура в Конституции к судье поближе»»

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *