Дерибон — все про Одессу

15.04.2021 16:32

Авторизация

Госкино

Дитя рождалось в муках и скандалах. Двое из родителей-учредителей — Госкино и Союз кинематографистов СССР — отказались от ребенка еще до его появления на свет. В центральной прессе произошел обмен репликами, как рапирными ударами.

Госкино

«Опасный эксперимент с прокатом»,— предупреждал еженедельник «Экран и сцена» (8 марта 1990 г.). «Плюрализм с дубинкой?»— парировали в «Советской России» от 18 марта члены оргкомитета искомой Ассоциации.

Из-за чего же разгорелся сыр-бор? Ответ — в постановлении секретариата правления Союза кинематографистов СССР: «Поддерживая в принципе идею объединения многотысячного отряда работников кинопроката и киносети, считать недопустимым создание Ассоциации в настоящий момент, пока еще действует прежняя система организации кинопроката, не учитывающая пакет новых законов, уже принятых или обсуждающихся в Верховном Совете СССР (о собственности, об аренде, о налогах, о печати)». В том же духе высказались руководители

Госкино

Госкино

, считая, что создание Ассоциации сегодня приведет к монополизации кинорынка. Прежде чем объединяться, прокату еще предстоит распасться на составные суставы, множители.

Тем не менее Учредительный съезд состоялся. Его организаторы объявили, что они переработали проект устава. Изменено и название — теперь оно звучит «Всесоюзная ассоциация работников киновидеопроката». Правда, состав участников съезда позволил острякам прозвать его «съездом генеральных директоров» (из 296 делегатов 119 представляли административно-управленческий персонал, 32 — руководство среднего эвена, а на всех остальных — от руководителей районных кинодирекций до киномехаников — осталось 75 мандатов).

На съезд не прибыли делегации Армении, Грузии, Таджикистана и Туркмении. Узбекистан был представлен только Ташкентской областью. В Ассоциацию отказались вступить представители Прибалтийских республик. Все остальные поддержали идею объединения, приняли устав, выбрали руководящие органы Ассоциации. Ее председателем стал И. Таги-Заде, руководитель экспериментального производственно-творческого объединения «Тискино».

Спросим себя:

что же все-таки создано — общественная организация, защищающая социальные и профессиональные права прокатчиков, или картель, монополизирующий всю державную кинопрокатную систему?

Мнения существенно разделились. С одной стороны, в уставе оговорена юридическая и экономическая самостоятельность организаций, входящих в Ассоциацию. С другой — среди основных задач значится «координация деятельности членов Ассоциации в области кинообслуживания трудящихся, продвижение на экраны лучших произведений советского и зарубежного киноискусства…».

Знакомые формулировки, не правда ли? Кто и как может координировать деятельность свободных предпринимателей, кто и какими методами будет продвигать на их экраны лучшие (кто это определит?) фильмы? Кстати, о социальной и правовой защите рядовых кинопрокатчиков говорится в конце этого пункта устава…
Но поезд, как говорится, ушел, событие состоялось, Союзу кинематографистов и Госкино СССР надо думать теперь о путях взаимодействия с новой организацией

Вот мнение секретаря правления СК Б. МЕТАЛЬНИКОВА:

Госкино

— Более года назад я подал в отставку с поста председателя комиссии по прокату: пришел к выводу, что это дело в первую очередь самих прокатчиков. К самой идее—объединения отношусь положительно. Тем не менее формы и методы этого объединения неспроста вызвали в Союзе озабоченность.

Организаторы Ассоциации провозгласили а проекте устава проведение государственной политики. Мы увидели в этом угрозу монополизации и попытались добиться переноса съезда на более поздний срок.

Но это вызвало резко негативную реакцию, во время съезда на Союз кинематографистов обрушился поток ругани. Я не виню выступавших — это люди, которые существуют в тяжелейших условиях. Повторяю: мы не против их объединения, нужно лишь, чтобы создавались и другие, параллельные структуры, разрушающие централизацию кинопроката.

При этом я выступаю против того, чтобы Союз брал на себя запретительные функции. Нужно искать другие пути. Например, создать Ассоциацию кинопроизводителей, в которую войдут директора творческих объединений, коммерсанты, специалисты по маркетингу…

Пусть они, а не режиссеры конкурируют с Ассоциацией работников кинопроката. Ассоциацией кинофикаторов, если она появится. Это будет нормальная конкуренция, в которой каждый участник станет отстаивать свои интересы. И будет вынужден учитывать интересы партнеров.

Госкино СССР заняло пока выжидательную позицию. Его руководители хотят посмотреть, в каком направлении пойдет новая организация. И лишь после этого определить свое к ней отношение.
А куда ей идти? Среди множества выступлений на съезде, в большинстве своем сумбурных, эмоциональных, было одно, расставляющее все точки над «i».

Судя по бурным аплодисментам, которыми встретили его делегаты съезда, они согласны с «положениями и выводами» доктора искусствоведения Кирилла Разлогова. Это выступление мы и предлагаем нашим читателям с небольшими сокращениями. Главная

Комментарии к записи «Госкино»

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым