Дерибон

Пятница, 26 Апреля 18:22

Погода в Одессе

ИСТОРИЯ: факты и домыслы 10

Кандидат исторических наук В. ГУЛЯЕВ;
«РАКЕТА ИЗ ПАЛЕНКЕ? НЕТ, СИМВОЛ ПЛОДОРОДИЯ— КУКУРУЗА»

7 миф …В 1953 году в Паленке найден каменный рельеф… Мы видим на нем человека, сидящего, наклонившись вперед, в позе жокея или гонщика; в его экипаже любой нынешний ребенок узнает ракету…

ИСТОРИЯ: факты и домыслы 10

15 июня 1952 года мексиканский археолог Альберто Рус Луилье открыл каменную «дверь» в гробницу «Храма надписей» в древнем городе майя Паленке.
Посредине просторной подземной комнаты стоял огромный резной саркофаг из камня. Он был покрыт сверху плоской прямоугольной плитой с затейливым рисунком.

Под этой массивной крышкой в овальной выемке, сплошь засыпанной красной краской, лежал скелет рослого и крепкого мужчины в возрасте 40—50 лет. Человек был погребен вместе со всеми своими украшениями из голубовато-зеленого нефрита — символ богатства и знатности у индейцев доколумбовой Америки.

Крышка саркофага из гробницы "храма надписей" в Паленке

В фильме рисунок плиты из гробницы в Паленке показан в совершенно неузнаваемом виде. Обширные пространства резной поверхности залиты черной краской, многие характерные детали смазаны. Но главное — это тот ракурс, с которого представлена эта крышка майяского саркофага: автор книги и соответствующие кадры фильма, чтобы придать своему «космонавту» более естественную позу (наклон вперед и т. д.), намеренно дали все изображение в неправильном, поперечном положении, тогда как на плиту нужно смотреть продольно, стоя у нижней, торцовой ее части (см. рис. на стр. 93).

Кандидат исторических наук рассказывает

И потому многие детали изображения, о них речь пойдет ниже (птица кецаль, маска божества земли и др.), предстают перед нами в неестественном виде; вниз головой или боком. На нашем рисунке, взятом из книги Альберто Руса, в нижней части саркофага мы видим страшную маску, одним своим видом напоминающую о смерти: лишенные тканей и мышц челюсти и нос, огромные пустые глазницы с серповидными завитками внутри (так называемый «глаз бога»), оскаленные клыки.

Это — стилизованное изображение божества земли. Его голову увенчивают четыре предмета, два из которых служат у майя символами смерти (раковина и знак, напоминающий наш знак процента), а другие, напротив, ассоциируются с рождением и жизнью (зерно маиса и цветок или маисовый початок).

На маске чудовища сидит, заметно откинувшись назад, на спину, красивый юноша в пышном головном уборе и с массой нефритовых украшений. Он облачен отнюдь не в клетчатые штаны (их майя не знали, так же как, скажем, греки или римляне) и не в японскую куртку с манжетами, а всего лишь в набедренную повязку. Тело, руки и ноги юноши обнажены.

Его обвивают побеги фантастического растения, выходящие из пасти чудовища. Он пристально глядит вверх, на странный крестообразный предмет, олицетворявший собой у древних майя «древо жизни» или, еще точнее, «источник жизни» — стилизованный росток маиса. На перекладине этого «креста» причудливо извивается гибкое тело змеи с двумя головами.

Кандидат исторических наук о «пришельцах»

Из пасти этих голов выглядывают какие-то маленькие и смешные человечки в масках бога дождя. По повериям майя, змея связана с небом, с небесной водой-дождем.

На верхушке «креста»-маиса сидит священная птица кецаль, длинные изумрудные перья которой служили украшением для головных уборов царей и верховных жрецов. Птица тоже облачена в маску бога дождя, а чуть ниже ее видны знаки, символизирующие воду, и два щита с личиной бога солнца.


8 миф… Что-то здесь не так. И облик у «атлантов» необычный, несвойственный местному искусству. На груди у них какие-то странные пластины— явно технического характера, а в руках — неизвестное нам «космическое оружие».

ИСТОРИЯ: факты и домыслы 10

«АТЛАНТЫ — КОСМОНАВТЫ»

Известный мексиканский археолог Хорхе Акоста — руководитель экспедиции, много лет ведущей раскопки в Туле,— пишет о каменных фигурах, которые по воле Дэникена превратились в космонавтов, следующее: «В качестве украшений, каждый «атлант» имеет прямоугольные «серьги», большую нагрудную пластину в виде стилизованной бабочки (курсив мой.— В. Г.), ожерелья из бус и т. д. …Вооружение его состоит из «атл-атла» (копьеметалка.— В. Г.) в правой руке и пучка дротиков — в левой…»

ИСТОРИЯ: факты и домыслы 10

Читатель без труда различит все указанные предметы вооружения тольтекских воинов на предлагаемых слева рисунках. Здесь же отчетливо видна и характерная нагрудная пластина в виде стилизованной бабочки.

Дело в том, что бабочка считалась у древних мексиканцев символом бога воды и дождя, Тлалока, выступавшего одновременно и повелителем грозных небесных сил — грома и молнии. И нет ничего удивительного в том, что тольтекские воины, идя в бой, украшали себя амулетами и символами своего могучего бога с тем, чтобы обеспечить его помощь в схватке с врагом.

ВО ВЛАСТИ КАЛЕНДАРНЫХ ЦИКЛОВ

Майя строили свои пирамидальные храмы либо в честь определенных богов, либо как место заупокойного культа своих обожествленных правителей. Поэтому слова Дэникена о подчинении календарю каждой архитектурной детали здания не приходится принимать на веру.

Иногда число ступеней (ярусов) пирамиды у майя соответствовало определенной религиозной (но отнюдь не календарной) концепции: например, 9 ступеней — по числу 9 миров подземного царства, 13 ступеней— по числу 13 небесных сфер. Календарный цикл в 52 года не пользовался популярностью у майя, но был широко распространен у населения Центральной Мексики — теотихуаканцев, тольтеков и т. д. У майя же всегда был в ходу 20-летний цикл — «катун».

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ СЕНСАЦИЯ

Проблема внезапной и драматической гибели городов майя в конце I тысячелетия н. э. много лет вызывала оживленные споры среди ученых-американистов. Эпидемии, войны, землетрясения, упадок земледелия — какие только объяснения не предлагались для того, чтобы решить эту историческую загадку!

Но все понапрасну, поскольку возражения скептиков всегда оказывались убедительнее доводов энтузиастов. Однако прошло уже более десятилетия с тех пор, как этот затянувшийся спор в общих чертах решен. Археологи добыли наконец в центральноамериканских джунглях неопровержимые факты, которых, увы, лишена, по признанию самого Дэникена, «гипотеза» о пришельцах из космоса.

Гибель большинства городов равнинной лесной области майя произошла в результате вражеского нашествия в 9—10 веках н. э. Во многих местах среди майяских руин найдены статуэтки и керамика центрально-мексиканских типов. Присутствие пришельцев из западных от майя районов Мезоамерики отразилось и в памятниках искусства (стелы, рельефы) и в письменных источниках (легенды, исторические хроники, предания).

Наши точные познания об истории Нового Света, если считать археологические данные, охватывают не 1 000 лет, как утверждает автор, а по меньшей мере 15—20 тысяч лет. Если же иметь в виду письменные источники, то и они появились здесь более 2 000 лет назад.

Инки не могли выращивать хлопок в 3000 году до н. э., поскольку сами они появились на исторической арене лишь после XIV века н. э. Доинкские племена Южной Америки (Боливия, Перу) культивировали хлопок и тыкву со 2 тысячелетия до н. э., тогда же, видимо, появился у них и примитивный ткацкий станок (его изображение можно найти в древних мексиканских и перуанских рукописях).

И майя и инки действительно строили дороги, хотя у них и не было колесных повозок. Но, спрашивается, разве пешеходам, носильщикам торговых караванов, посыльным и военным отрядам и не требуются хорошие дороги для передвижения?

Часть 1

Комментарии к записи «ИСТОРИЯ: факты и домыслы 10»

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *