Дерибон

Понедельник, 29 Апреля 22:02

Погода в Одессе

Басу Бхаттачария ― режиссёр

Басу Бхаттачария происходит из семьи потомственных священнослужителей при княжеском доме Коссимбазар. По окончании учебы в Калькутте Басу Бхаттачария переезжает в Бомбей и начинает снимать фильмы. Он становится помощником Бимала Роя и позже женится на его старшей дочери, Ринки. Басу Бхаттачария — своеобразный режиссер, и определить жанр его фильмов нелегко; одна из главных тем его работ — проблемы семейных взаимоотношений. Энергичный, импульсивный Б. Бхаттачария пользуется заслуженным авторитетом среди режиссеров. В его фильмах снимались лучшие индийские киноартисты: Шармила Тагор, Санджив Кумар, Тануджа. За свой первый фильм, «Третья клятва», в котором снимались Радж Капур и Вахида Рехман, в 1967 году Бхаттачария был удостоен национальной премии за лучший фильм года. Однако некоторые его фильмы так и не увидели свет.

Наиболее известные фильмы режиссера, для которых он, как правило, сам создавал сценарии, — «Переживание» (1972), «Открытие» (1974) и «Новоселье» (1979).

Басу Бхаттачария
Басу Бхаттачария режиссёр

В.: Как у вас возник интерес к кино и замыслы фильмов, которые вы ставите?

Б. Б.: Для хорошего режиссера имеет большее значение раскрытие замысла фильма, нежели его техническая сторона. Она лишь помогает полнее и выразительнее раскрыть содержание и идею фильма. И если работа выполнена профессионально, то особенности созданного изображения не бросаются в глаза. Операторское искусство в том и заключается, чтобы лишь воплотить идею режиссера, а не поставить преграду между ним и зрителем. Сегодня фильм создается на кинофабриках. Скажем, создан новый объектив и кому-то удалось достать его в Европе, вот и появляется в Индии необычный фильм. Концепция режиссера была построена на использовании широкоугольного объектива. Есть документальная лента, рассказывающая об огромных возможностях объективов. Я как-то видел фильм, где два человека сидят друг против друга. Вначале съемка идет широкоугольным объективом, а затем телеобъективом, и расстояние между людьми словно исчезает. Вот так, с применением различной оптики, появилось новое видение, но это не что иное, как кинотрюки, относящиеся к области кинотехники. Эти вопросы, несомненно заслуживающие внимания, широко обсуждаются на различных кинофорумах и конференциях, но для киноискусства это еще не самое главное. Кстати, таким вещам в Индии придают большое значение, а, например, социально значимые фильмы, которые подчас изменяли судьбы людей, не всегда обсуждают.

В.: Стало быть, вы пришли в кино, чтобы сказать свое слово?

Б. Б.: Да.

В.: Ваши фильмы трудно отнести к какому-либо определенному жанру.

Б. Б.: Это отчасти объясняет мое решение стать режиссером. Когда я думал о том, чтобы связать свою судьбу с кино, существовало много блестящих кинопроизведений. Есть очень хорошая бенгальская песня, которая давно запала мне глубоко в душу. Эту песню я использовал в фильме «Новоселье», примерно так же называется и песня. В ней говорится: «Дом моего отца — в Кашмире, дом матери — в Дели, дяди — в Бомбее, а у меня нет крова». В этом все дело. Так и у творческих людей. Скажем, вы художник. Если учесть все написанные в мире картины, то, казалось бы, в этой области искусства вам не осталось места. И тем не менее нет такой темы и сюжета, который бы вам не захотелось запечатлеть на холсте. Не так ли?

Басу Бхаттачария индийский режиссер

В Бомбей я приехал из Калькутты, где мне было гораздо легче сделать карьеру кинорежиссера: там у нашей семьи широкий круг знакомых. С ранних лет я знал Ритвика Гхатака, Сатьяджита Рея, Бимала Роя. Но у меня было желание общаться с более широкой аудиторией, со зрителями из среднего класса, на которых можно воздействовать. Я и приехал в Бомбей, чтобы для них делать фильмы, и началом был фильм «Третья клятва».

В.: «Третья клятва» был вашим первым фильмом?

Б. Б.: Да. Затем я сделал еще одну картину, но она никогда не демонстрировалась ни в Бомбее, ни в Дели — только в Калькутте. Мне предложили представить ее на берлинский фестиваль, но у меня не нашлось денег на пересылку. Фильм называется «Его история» и рассказывает о судьбе мальчика-бедняка, который никогда не видел своих родителей. Этот фильм я поставил после «Третьей клятвы». Работа над ним продолжалась пять лет. Существующая система кинозвезд создавала много трудностей, поэтому я в фильме снимал людей, никогда раньше не видевших в глаза кинокамеры. В 1967 году я снял фильм, который обошелся в шестьдесят семь тысяч рупий. И только отсняв фильм, я понял, как трудно обеспечить его прокат. Никто не хотел покупать фильм, который можно было бы продать на каждую прокатную территорию за пятнадцать тысяч рупий. Дело в том, что затраты на прокатную рекламу фильма, стоящего всего пятнадцать тысяч рупий, в каждом прокатном округе — Уттар-Прадеше, Бенгалии или Бомбее — составляют около ста тысяч рупий. Желающих оказалось мало. Извлекая уроки, я продолжал снимать фильмы.

В это время в моей жизни произошло немаловажное событие. Я очень предан своим друзьям и переживаю, если у них что-то идет не так. И вот у моих друзей — две супружеские пары, которые я просто обожал, — не сложились отношения, и супруги расстались. Когда я говорил с мужем, моим близким другом, получалось, что во всем виновата жена, а когда выяснял причины разрыва у жены, чувствовал, что вина лежит на муже. Я пытался свести их вместе, чтобы они смогли выяснить отношения между собой так же спокойно, как каждый из них обсуждал со мной возникший конфликт. Все они были замечательными людьми, и я верил, что их можно помирить и вновь свести вместе. Но этого, к сожалению, не произошло.

Я много думал и пришел к выводу, что отношения между супругами — одна из наиболее сложных проблем человеческого общества. Часто супруги только делают вид, что они счастливы. Разрыв между ними возникает из-за мелких каждодневных случаев взаимонепонимания. Эта проблема меня очень взволновала, и я заключил, что если супруги понимают друг друга, то их взгляд на вещи в целом будет одинаковым. Если они по-настоящему понимают свою зависимость друг от друга, тогда каждый может прийти к внутренней независимости.

В.: Это подоплека вашей привязанности к теме таких фильмов, о которых говорят, что в нем есть «супружеская пара Басу»?

Ответ на вопрос

Б. Б.: Я рассуждаю следующим образом: если люди разбираются в себе и хорошо понимают близкого человека, тогда между ними возникает любовь. До брака у них существует восхищение и влечение друг к другу, но это еще не любовь. Любовь появляется тогда, когда супруги поживут вместе и лучше узнают друг друга. И, так же как воспитывают детей, они должны воспитывать в себе любовь к ближнему. А развивать это чувство можно беспредельно. Отношения между родственниками, даже самыми близкими, имеют границы, идет ли речь о матери, отце либо брате. Что же касается влюбленных, диапазон их чувств гораздо шире. И этого многие в мире не понимают. Лучшие в мире романтические произведения искусства — «Ромео и Джульетта» или «Лейли и Меджнун» — воспевают страсть и вожделение, а не любовь. В них рассказывается, как два человека умирают, а не живут вместе. Таково мое мнение, и я всегда его буду отстаивать. Те люди, которые говорят, что я повторяюсь, не понимают моих фильмов. Я не повторяюсь ни в фильме «Переживание», ни в фильме «Открытие», ни в «Новоселье». В каждой из этих картин заложена своя мысль.

Кино оказывает воздействие на людей — они начинают что-то любить, а что-то ненавидеть. Под влиянием фильмов их жизнь может меняться. Я встречал людей, в чьих судьбах произошли изменения после того, как они посмотрели фильм «Переживание», «Открытие» и «Новоселье». Но и зрители такого типа, и фильмы обделены вниманием. Это касается не только моих фильмов. Подобных кинопроизведений много.

В.: Вы и в будущем будете ставить фильмы на эту тему?

Басу Бхаттачария: Я всегда буду делать фильмы на эту тему. Темы любви, сострадания, взаимопонимания и заботы о людях будут всегда присутствовать в моих фильмах. Например, теме безграничного сострадания и великодушия посвящен мой фильм «Столкновение». Меня также волнует тема духовного раскрепощения женщин. Во многих странах мира, включая наиболее развитые, женщины подчиняются мужчинам, поэтому очень важно духовно раскрепостить женщину, сделать ее по-настоящему независимой. Я встречал много современных, эмансипированных женщин с передовыми взглядами, но среди них вряд ли нашлась хотя бы одна, которая была полностью независима. С другой стороны, я знаю много духовно раскрепощенных женщин из ортодоксальных индийских семей, которые пользуются безграничным авторитетом и уважением окружающих. Душа женщины по-настоящему раскрывается не в обстановке противоборства, а в обстановке уважения и достоинства. В наших традициях есть много замечательного, и мы должны сохранять и возрождать лучшее из этого.

Сострадательно нужно относиться ко всем. Никого нельзя отвергать, ибо каждый может стать лучше. Однажды я долго беседовал со своим другом Шайлендрой, очень талантливым, прогрессивным писателем. Я говорил ему, что некоторые из нас очень много сделали для бедных людей. «Каким образом?» — спросил он. Я ответил, что бедность — наш враг, а не друг. Бедные люди — наши друзья. Некоторые утверждают, что любой богатый человек плох и, чтобы быть хорошим, надо быть бедным. Многие не понимают до конца этой проблемы, как не понимают проблемы взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Почему, собственно, существует бедность? Чем это можно объяснить?

Я собираюсь сделать фильм, идея которого состоит в том, что если в Индии имеются бедные люди, то это вовсе не значит, что

Индия бедная страна

 Если все материальные блага, которыми мы располагаем, будут справедливо распределяться, то не будет людей, живущих за порогом бедности. У нас есть бедные деревни? Нет! Наши деревни богаты, но в них живет слишком много бедных людей, потому что горстка людей забирает себе основную массу выращенного, плоды труда всей деревни. Мы любим делать часто категорические заявления, касающиеся многих сторон нашей жизни, и этим самым создаем много врагов и разобщаем людей. Понимания можно достичь лишь тогда, когда ты сам в чем-то заинтересован. В настоящее же время большинство из нас, особенно режиссеры, пекутся о собственной карьере, престиже, имени и деньгах.

В.: Вы считаете, что это относится и к коммерческому, и к «новому кино«?

Басу Бхаттачария: Несомненно. Это ведь нелепо, что мы, страна, относящаяся к так называемому «третьему миру», делаем фильмы и для «пятого мира», и для «первого мира». Мы не желаем общаться с нашими зрителями и лезем из кожи вон, чтобы нас признали за рубежом. Весь «третий мир» задавлен американскими коммерческими фильмами, а интеллигенция преклоняется перед европейским кино. И в этом вся трагедия. Об этом я и хотел сказать в фильме «Новоселье». В поисках лучшей жизни нельзя пренебрегать своим собственным домом, тем, что имеешь. Ведь и свой дом можно сделать краше.

Культура на экспорт — это ужасно. И у нас это есть. Когда к вам приходят иностранцы, ваш дом сияет, стол ломится от яств. Вы облачаетесь в лучший костюм, когда идете в гости. Но все это вы делаете не ради себя. В обычной обстановке вы одеты по-домашнему и к столу у вас нет изысканных блюд. У людей это стало нормой жизни. На мой взгляд, это надо изживать, на этом следует заострять внимание людей.

Например, вы хороший кинематографист и прекрасно разбираетесь и в технике, и в людях, которых привлекаете к фильму. Вы используете людей и технику для воплощения своего замысла, и трудно сказать, какой из компонентов имеет решающее значение. Фильм — это не операторская работа, это не игра актеров или что-то другое. Фильм — это все, вместе взятое. Картина подобна симфонии, слагающейся из звучания многих музыкальных инструментов. Поскольку инструмент может звучать по-разному, выбор тональности предоставлен вам, и ваше решение может быть верным или ошибочным — все зависит от того, насколько хорошо вы знаете вкусы аудитории. Я знаю, что мои фильмы приходятся по вкусу определенной категории зрителей и не по душе кинокритикам. Но уровень критики у нас недостаточно высок. Я по этому поводу много говорил. Взять хотя бы спорт, крикет в частности. Любители этой игры имеют возможность посмотреть хронику, узнать компетентное мнение спортивного обозревателя с анализом игры. Почему Индия нанесла поражение Англии? Мы играли лучше, англичане хуже, нашей команде не мешало солнце и так далее. При таком разборе даже те, кто не был на игре, имеют ясное представление о матче. Такого уровня в кинокритике мы не достигли. Мы мало уделяем внимания этой сфере культуры. У нас нет людей, разбирающихся в кино, восприятие его произведений происходит чисто интуитивно. А ведь мы располагаем богатым культурным наследием в музыке, театре, драме. И самое печальное, что фильм принимается или отвергается посредниками между его создателями и потенциальными зрителями.

Одна группа посредников

— это прокатчики и театровладельцы, другая — критики и антрепренеры. Многие зрители судят о фильмах по критическим обзорам, и это весьма печально. Пресса на английском языке довольно чванлива; иной характер имеет пресса на языках народностей. Вся бомбейская пресса на индийских языках дала очень высокую оценку фильму «Новоселье», а периодика, издающаяся на английском языке, не оставила от него камня на камне. Правда, эти газеты и журналы обсуждали не картину, а меня. Как это ни странно, такие вещи случаются.

В.: Когда задумываешься над названиями ваших фильмов, то делаешь вывод, что главным в жизни вы считаете взаимоотношения между мужчиной и женщиной. «Анубхав» означает «переживание, «Аавишкар» — «открытие», а что означает «Грихаправеш»?

Басу Бхаттачария.: Это когда из простого жилища вы создаете родной дом, очаг. Можно назвать так: «обретение дома». Главный герой жил в одном доме десять лет, но он не был ему родным. После некоторого перерыва он вновь возвращается туда — и обретает очаг. Как жаль, что этого никто не понял. После того, что он пережил, он обязательно должен стать другим. То же самое произойдет и с женщиной — она изменится после всевозможных жизненных перипетий. Ребенок и тот станет другим. Все они начали относиться друг к другу по-иному, их представления о доме и месте каждого в жизни изменились.

Сейчас я думаю сделать фильм, темой которого будет проблема неправильного отношения к женщине. В нем я хочу сказать, что каждое поколение мужчин оскорбляет и эксплуатирует женщину. Я думаю, картина получится. Но не думайте, что в ней я буду утверждать, что мужчина — враг женщины. Совсем нет, это вовсе не так.

В.: Мы возвращаемся к теме об отсутствии взаимопонимания?

Басу Бхаттачария: Да, но не только между мужем и женой. Это касается общества в целом. И какие бы фильмы я ни делал, эта тема всегда будет присутствовать, так как все остальное — второстепенно. Самым главным вопросом остаются взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Какой бы вы ни выбрали сюжет, даже фильм, где нет женщин, все равно это будет рассказ о мужчине и женщине, незримо присутствующей на экране. Главная

Комментарии к записи «Басу Бхаттачария ― режиссёр»

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *