Дерибон

Вторник, 19 Марта 11:21

Погода в Одессе

Москва. «Город» XIV века Часть 1

Москва XIV векаНельзя с уверенностью сказать, сколько времени прослужили построенные во второй половине XII в. — XIV стены Кремля. Уже вскоре после их постройки Москва XIV века была сожжена Глебом Рязанским. Позже феодальные войны и, в особенности, татарское нашествие, разумеется, сопровождались серьезными разрушениями крепости. Она впоследствии восстанавливалась и, конечно, при этом перестраивалась полностью или частично.

Однако об этом нет никаких летописных известий. Нет и археологических материалов, которые можно было бы сопоставить с упоминаниями об этих событиях. Сам земляной вал при этом мог и не переделываться, как это зачастую практиковалось в древней Руси. Возможно, что все эти перестройки относились только к верхнему строению крепости, а вал оставался старый, поскольку территория Кремля и в XII в. была достаточно велика для небольшого удельного города, каким была в ту пору Москва XIV века. Она, по-видимому, оставалась неизменной почти двести лет — до самого княжения Ивана Калиты, при котором, как известно, был построен в 1339 г. новый дубовый «город» — Кремль.

О «городе» Калиты Москва XIV века нам известно сейчас, пожалуй, еще меньше, чем нашим предшественникам.

Дело в том, что с открытием описанных выше укреплений второй половины XII в. возник вопрос, который не ставили себе прежде исследователи: не являются ли те дубовые бревна, которые были в свое время приняты за остатки Кремля 1339 г., попросту укреплением подошвы вала XII в. с наружной стороны? Н. Н. Воронин совершенно справедливо подвергает сомнению определение деревянных конструкций стен 1339 г. Остатки дубовых стен с частью основания восьмиугольной в плане башни, выставленные в Государственном Историческом музее, к сожалению, не имеют достаточно точного паспорта.

По их размеру и конструкции можно думать, что это части верхнего строения, которые могли стоять на каком-то земляном валу. Сложный способ рубки углов «в лапу с зубом», по нашему мнению, указывает на сравнительно позднюю дату этих стен. Нам не известно среди московских деревянных построек такой конструкции ранее XVI в. Если допустить, что в крепостном зодчестве этот прием стал применяться раньше, чем в гражданском (как это обычно и бывало), то все же можно сказать, что датировка их XIV в. вызывает некоторые сомнения. Скорее всего это остатки деревянных заборов, которые ставили в местах, где разрушалась более поздняя белокаменная стена.

Известно, что подобных починок в XV в. было так много, что посетивший Москву XIV иностранец даже подумал, что вся кремлевская стена деревянная.

Восьмиугольные и вообще многогранные башни, выдававшиеся углами за линию стен для удобства обстрела и для лучшего сопротивления ядрам противника, могли появиться на Руси, как и в Западной Европе, уже тогда, когда артиллерия стала одним из важнейших средств осады городов, т. е. опять-таки скорее в XV, чем в XIV в. Основанием для определения остатков крепости, о которой идет речь, как Кремля времени Калиты, послужило, видимо, лишь то, что эти укрепления были построены из дуба. Но мы уже видели, что в Москве дуб употреблялся для крепостного строительства еще и в XII в.

И в укреплениях XVI в. тоже находили дубовые части. Окончательно определить возраст различных укреплений Москвы помогут, разумеется, дендрохронологические исследования. Но в настоящее время шкала хронологии для дуба еще не разработана и такое определение — дело будущего.

Учитывая скудность имеющихся сведений, пока наиболее обоснованной остается реконструкция Кремля времени Ивана Калиты А. М. Васнецовым, сделанная еще в 1914 г. Будучи не только выдающимся художником, но и крупным знатоком истории и археологии Москвы, А. М. Васнецов с большой документальной точностью восстановил местоположение ряда зданий и очертания крепости. Однако сама конструкция и внешний вид городской стены реконструированы им по аналогии с сохранившимся еще Якутским острогом и изображениями других русских укреплений XVI—XVII вв. Отсюда и расположение башен, выступающих острым углом за пределы крепостной стены, что, насколько нам известно, не практиковалось в XIV в.

Относительно территории, которую занимал дубовый Кремль в XIV в., среди исследователей нет разногласий.

Можно предположить, что он спустился несколько ниже по склонам берегов рек Неглинной и Москвы, а на север и восток в сторону плато продвинулся примерно до линии, идущей от современной Средней Арсенальной башни к пряслу стены между второй Безымянной и Петровской башнями. Эта линия шла, разумеется, не прямо, а несколько выдавалась в сторону плато, как и предшествовавшая ей линия укреплений.

Она состояла из наполненного водой рва и земляного вала, на котором должны были стоять деревянные городни. Ров был прослежен при постройке Малого (ныне уже не существующего) дворца в районе современного Кремлевского театра. Однако данные о нем столь отрывочны, что нельзя представить себе его конструкцию даже в самых общих чертах. О надолбах по внутреннему краю рва (как их реконструировал А. М. Васнецов) никаких сведений нет.

Москва XIV века

При наших археологических работах в Кремле не было обнаружено каких-либо остатков «города» Калиты. Поиски могут быть продолжены, в частности, на Кремлевском Подоле, в восточной части современного Тайницкого сада. Соглашаясь с мнением предыдущих исследователей, мы должны констатировать, что развитие схемы обороны и рост территории Кремля шли так, как это можно наблюдать и в других древнерусских городах. Да и военная техника далеко шагнула вперед и позволяла возвести уже более совершенную крепость.

2 Часть этой стати лежит тут.

Главная

Комментарии к записи «Москва. «Город» XIV века Часть 1»

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *